Психологическая служба
Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в школе-интернате.
Одним из важнейших звеньев системы ПМП сопровождения процессов развития ребенка является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
Плановые консилиумы проводятся 1 раз в квартал: стартовый - сентябрь; промежуточные - ноябрь, февраль; итоговый – май.
Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста, педагога или воспитателя.
Задачи внепланового консилиума входят:
- принятие каких-либо мер по выявившимся обстоятельствам;
- изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;
- изменение образовательного маршрута (в рамках данного учреждения или подбор иного типа учебного заведения).
Создаваемое нами коррекционное пространство среди множества задач предусматривает решение следующих: коррекцию и развитие речевой функциональной системы, развитие познавательной активности детей с ОНР, их интеллектуальных умений, неречевых психических функций. Сложный состав учащихся, разнообразие нарушений речи потребовали так же разработки специальной системы для создания адаптивной среды. Специалисты школы увидели решение проблемы в соблюдении единого речевого режима. Речевой режим в условиях школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи – это организация текущей коррекционной работы всего педагогического коллектива в процессе любой деятельности учащихся в стенах интерната и вне его. Речевой режим предполагает комплексное (логопед-учитель-воспитатель-семья) воздействие на речь и личность ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей, и этапа логопедической работы. Вся система мероприятий направлена на формирование устной и письменной речи учащихся, на снятие речевых нарушений. Вопросы психолого–медико-педагогического сопровождения становятся основополагающими, дети находится в поле зрения психолого-педагогического сопровождения, в котором учитывается их психологические и физиологические особенности и возможности. Одним из самых актуальных направлений на современном этапе является психолого-медико-педагогическое сопровождение. При этом, относительно нашей школы-интерната, речь идет об определенной схеме и последовательности работы, что позволяет эффективно реализовывать на практике принцип коррекционно-развивающей работы: «в нужное время и в нужном месте», а также согласовывать индивидуальные действия в отношении одного и того же ребенка.
Комплексное сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи включает пять направлений:
- диагностическое
- психологическое
- социально-реабилитационное
- педагогическое
- медицинское
В данной системе, оречевление всего образовательного процесса, логопед выступая как организатор и координатор коррекционной работы, оказывает необходимую логопедическую помощь. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе логопеда и всех участников коррекционно-воспитательного процесса можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка (развитие памяти и внимания, мышления, формирование эмоций). Основными направлениями работы логопеда являются:
- Коррекция дефектов произношения;
- Развитие фонематического восприятия;
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
- Формирование связной речи;
- Воспитание интонационной выразительности, работа над темпом и ритмом речи;
- Развитие внимания, мышления, памяти, мелкой и общей моторики;
- Формирование и совершенствование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков;
- Профилактика и коррекция недостатков чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи (дислексии и дисграфии).
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач: - логопед формирует первичные речевые навыки у детей; - учитель и воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки; семья проводит функциональную тренировку речи в бытовых условиях.
Медицинский работник участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.
Учитель физической культуры решает задачи по сохранению и укреплению общего физического здоровья школьников, формированию кинетической кинестетической основы движений, нормализации мышечного тонуса, развития общей моторики и координации движений.
Учитель логоритмики развивает музыкальный и речевой слух, способность понимать ритмическую сторону музыки, движений, речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса.
Социальный педагог обеспечивает работу социальной службы школы – правовая защита и обеспечение оптимальных условий социальной адаптации воспитанников.
Педагог-психолог. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе.
Задачи работы психолога: - создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи, - развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки, - совершенствование мелкой моторики, - развитие зрительно-моторной координации, - развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств, - снятие тревожности у детей при негативном настрое на учебные занятия, - обеспечение психологической адаптации к школьному обучению у первоклассников, - повышение психологической культуры родителей и педагогов.
Коррекционно-развивающие занятия психолога направлены на формирование психологической базы речи детей (восприятие различной модальности, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухоречевая память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление). Осуществление коррекционно-развивающей работы по данным направлениям способствует комплексному преодолению нарушений речевого развития и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных психических процессов.
Основные виды психологического сопровождения в школе интернате: - профилактика, - диагностика (индивидуальная и групповая), - консультирование (индивидуальное и групповое), - коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая), - психологическое просвещение: формирование психологической культуры и компетентности педагогов и родителей (законных представителей).
Специфика проведения индивидуальной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи заключается в том, что в подборе методик для обследования учитывается низкий уровень сформированности речевых навыков, низкий уровень понимания и воспроизведения мимики эмоций. Ограниченный словарный запас, трудности в звукопроизношении являются причиной малого опыта общения детей, плохой ориентировки в элементах выразительных движений тела.
На всех этапах в зависимости от эмоционального состояния учащихся проводятся индивидуальные и групповые психотерапевтические беседы по преодолению неуверенности учеников в себе, тренировочные занятия по обучению приемам релаксации и саморегуляции, групповые психологические тренинги, направленные на коррекцию межличностных отношений. В результате наряду с требованиями школы общего назначения ученики должны уметь:
- применять приемы саморегуляции и регуляции речи в процессе коммуникативных ситуаций;
- овладеть навыками публичных выступлений;
- овладеть приемами разрешения конфликтных ситуаций;
- уметь вести диалог, добиваясь намеченной цели.