ГКОУ "Школа-интернат №3" г. Оренбурга

Упражнения для начальных классов

Рекомендации по проведению занятий

с обучающимися воспитанниками 1 – 5 классы

Название комплекса

Содержание занятий

Класс

Режим проведения занятий

1.

Развитие речевого дыхания

Дыхательные упражнения для формирования диафрагмального выдоха :

«Задуй свечу», «Лопнула шина», «Накачать шину», «Воздушный шар», «Жук жужжит», «Ворона», «Гуси».

Дыхательные упражнения для формирования направленной воздушной струи:

«Толстяк», «Худенький», «Снежок», «Дудочка», «Пропеллер».

Дыхательные упражнения развития физиологического дыхания:

«Цветочный магазин», «Соревнование лыжников», «Чей пароход лучше гудит?», «Кто дольше подует на листики?».

Дыхательные упражнения для развития речевого дыхания:

«Дровосек», «Вьюга», «На берегу моря», «Эхо», «Пузырь», «Приятный запах».

Дыхательные упражнения для развития фонационного выдоха:

«Жуки», «Снегопад», «Кораблики»

 

1 – 5

Три раза в неделю по 5 минут

2.

Развитие артикуляционного аппарата

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

1 – 5

Ежедневно по 10 минут

3.

Развитие зрительной памяти

«Увидел, услышал — запомни!»
«Цвет и форма»

«Движение по памяти»
«Запомни фигуры»

«Где стереть?»

«Скопируй позы»

«Восстанови память»

«Вспомни, не глядя»

«Рисование со слов»

Упражнение «Вставь пропущенные слова»

Игра «Шифровка»

Упражнение «Списывание без ошибок»      

Упражнение «Списывание без пробелов»

Упражнение «Бордюр»

Игра «Брейн - ринг»

Игра «Поле чудес»

Упражнение «Корректурная проба»

Игра «Дорога домой»

Дидактичекая игра «найди сходство и различие»

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Упражнение на поиск заданных слов (букв) в тексте

1 – 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Три раза в неделю 20 – 30 минут (в зависи-мости от игры )

4.

Развитие мышления

Расшифруй загадки. Замени значки буквами и ты прочтёшь их.

Расшифруй ребусы.

Расшифруй русскую народную пословицу. Каждой букве соответствует определенный знак.

Расшифруй и прочитай пословицу.

Зимние загадки для всей семьи.

В ребусе спрятана пословица. Прочитай её по первым буквам картинок.

Разгадай музыкальные ребусы.

Расшифруй название городов.

Прочитай загадку по слогам в порядке возрастания цифр. Напиши отгадку.

Методичка игр и упражнений для развития памяти, мышления, внимания младших школьников. Смотреть приложение.

Игра «Куда уместится кошка?»

Игра «Ключ к неизвестному»

Игра «Исключи лишнее»

Упражнение «Дерево, лист, плод»

Упражнение «Собери Фигуру»

Упражнение «План местности»

Упражнение «Говори наоборот»

1 – 5

 

 

 

Три раза в неделю  20 – 30 минут

4.

Развитие внимания

Игра «В магазине зеркал»

Игра «Слушай команду»

Упражнение «Найди два одинаковых предмета»

Упражнение «Исключение лишнего»

Упражнение «Выкладывание из палочек»

Игра «Нанизывание бусинок»

Игра «Смешанный лес»

Упражнение «Срисовывание по клеточкам»

Упражнение «Кто забил гол?»

Упражнение «Кого испугался охотник?»

Игры «Лото», «Домино»

Игра «Дорисуй»

Игра «Корректор»

Игра «Разведчики»

Игра «Четыре стихии»

Игра «Ухо – нос - рот»

Игра «Запретное движение»

Игра «Танграмм»

Игра «Пожалуйста»

Смотреть Приложение

1 – 5

Три раза в неделю  20 – 30 минут

5.

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук. Динамические паузы.

Игры для развития координации речи с движением:

Комплекс упражнений по развитию тонких дифференциальных движений пальцев и кистей рук.

«Дом и ворота», «Индюк», «Новые кроссовки», «Гости», «Кто приехал?  », «Семья», «Дождик капает», «Кого встретили в лесу», «Пять и пять», «Яблонька», «Раз, два, три, четыре, пять», «Строим дом», «Цветок»….

Выкладывание букв из подручного материала: пуговицы, крупа, бусы, желуди, семечки……

Игры с пластилином.

Игры со счетными палочками.

Самомассаж  рук.

Смотреть Приложение

1 – 5

Ежедневно  15 – 20  минут

6.

Чистоговорки

Комплекс упражнений по отработке звуков.

1 – 5

Ежедневно 10 – 15 минут

7.

Развитие слухового восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

Комплекс игр и упражнений по развитию слухового восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Игры «Угадай, где кружки, а где кружки»

Игра «Найди и назови нужное слово»

Игра «Какой звук есть во всех словах?»

Игра «Назови первый звук в слове»

Игра «Назови последний звук в слове»

Игра «Подумай, не торопясь»

Игра «Подбери похожие слова»

Игра «Выдели слово»

Игра «Когда это бывает»

Игра «На прогулке в лес»

Игра «Можно ездить или нет?»…

1 – 5

Ежедневно 20 – 30 минут

7.

Развитие пространственных отношений.

Игра «Родинки»

Игра «Что перепутано?»

Упражнение «Расположение геометрических фигур по данной конструкции»

Игра «Магазин»

Игра «Машина едет по дороге»

Игра «Попади карандашом в кружки»

Упражнение «Графический диктант»

Упражнение «Зима»

Смотреть Приложение

1 – 5

Три раза в неделю

20 – 30 минут

 

 

 

 

 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •